Комплексно-целевая программа «Школа Дмитрия Сергеевича Лихачева».
В сегодняшнем мире важная задача стоит перед системой образования
– обеспечить тесную связь между воспитанием человека образованного,
то есть освоившего необходимый набор социальных опытов, и человека культурного.
«Я считаю, что сейчас основная проблема в нашей стране – это проблема культуры»,
- заявил Д.С.Лихачёв в своем выступлении «У нас есть опыт преодоления падения культуры»
на обсуждении книги «Судьба российской интеллигенции» 3 декабря 1996 года.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев – яркий представитель интеллигенции века
минувшего и века настоящего, ум и совесть нации. Жизнь и научное творчество
Лихачева достойно изучения в школе с целью формирования развитой, культурной личности.
В выступлениях Д.С.Лихачева настойчиво звучит мысль о том, что сопровождающий развитие личности
прочный гражданский мир возможен только на основе культуры. В его понимании вне культуры
жизнь конкретного человека и человечества в целом лишена смысла. Учёный убеждён, что мир
должен стать культуроцентричным. «Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право каждого
гражданина, поскольку человек является творцом культуры и ее главным творением», - написано
в статье 5 «Декларации прав культуры».
Понятия культуры и духовности взаимосвязаны. Духовность – это фундаментальное качество
человека, его позитивное начало, вырастающее из чувства любви к людям, независимо от их
национальности, понимания свободы как личной ответственности. Критерием духовности является
способность человека в сложной жизненной ситуации сделать выбор в пользу творения, а не разрушения.
Становление духовности происходит в процессе личного самосознания и приобщения к духовности общества.
Проникновение в мир Д.С.Лихачева – «приобщение к духовности».
Научное наследие академика Д.С.Лихачева велико – это богатейшие материалы по языку, литературе,
истории, по тем предметам школьного изучения, которые способствуют воспитанию патриота, человека
гуманного. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к
родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать, начинается с
малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко
всему человечеству, к человеческой культуре» («Экология культуры»).
В сложных современных условиях школа призвана быть центром эстетического,
духовного и культурного развития личности школьника и воспитания его как гражданина
своей страны, поэтому наша школа выбирает одним из приоритетных направлений – изучение
жизни и творчества академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.